Стилистика русской иконы 18 века


Стилистика русской иконы 18 века
Майя Музашвили

Во второй половине 18 века этот стиль занимает лидирующее место в искусстве. Он выразился в обострении детализации и смене общей концепции изображения. Иконы 18 века в стиле рококо выделяются среди остальных тем, что состоят из нескольких почти равноправных фрагментов. Все орнаменты здесь группируются вокруг какой-либо основной детали. В то же время растительные орнаменты, завитки и раковины также остаются в иконах. Именно это разнообразие возможных приемов позволило создавать настолько интересные работы. В качестве примеров можно рассмотреть Донскую икону Божией Матери 18 века и Троицу Новозаветную.

Иконы XVIII-XIX вв.
Lana Genrihowna

Период развитого классицизма. Конец XVIII – начало XIX века

Уровень технического мастерства русских серебряников в конце XVIII в. необычайно возрос и позволял профессионально справляться с любой поставленной задачей. На всех окладах конца XVIII в. использован традиционный узор из виноградной лозы с пышными листьями, крупными цветами и плодами винограда, дополненный иногда вкраплениями классицистического орнамента: вазонами, гирляндами («Святой Антипа Пергамский» ).

Стиль ампир. Первая треть XIX века

Стиль ампир обычно рассматривают как завершающую стадию классицизма в первой трети XIX в. «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому» – один из самых стильных образцов периода ампир. Чеканная икона, где живопись проглядывает только в вырезах для «личного». Главным художественным приёмом является противопоставление широких плоскостей, гладкого и матированного золочёного серебра.

  По сравнению с узорами конца XVIII в. размер повторяющихся элементов в ампирных декорах стал более мелким и максимально схематизированным ("Несение Креста"). Разнообразнее зазвучала отделка соседствующих элементов при помощи канфарения, полировки, чеканки, создающая "цветность" серебра. В этом отношении необычайно показателен оклад 1831 г. на икону «Святитель Димитрий Ростовский»).

Русская икона XVIII века
Екатерина Соколовская

        В царствование Елизаветы Петровны живописная икона в Санкт-Петербурге достигла расцвета и вышла на лидирующие позиции. Писание иконостасов для строившихся в столице храмов входило в обязанности художников, состоявших на службе в Канцелярии от строений. Эта организация была учреждена в 1723 году (ей предшествовала Канцелярия городовых дел) и по праву может считаться петербургской правопреемницей и наследницей московской Оружейной палаты, откуда вышли ее первые мастера. Живописные иконы создавали все
с. 11
с. 12¦
ведущие художники Канцелярии от строений — Иван Яковлевич Вишняков (1699–1761), Алексей Петрович Антропов (1716–1795), Иван Иванович Бельский (1719–1799), а также проживавшие в столице «вольные» живописцы — Мина (ок. 1708 — ок. 1792) и Федот (начало 1720-х — 1761) Колокольниковы, которые привлекались к работам Канцелярии. Писание икон было для них одной из разновидностей их профессиональных обязанностей, сосредоточенных, главным образом, в светских жанрах. Оба брата Колокольниковы были выходцами из Осташкова, старший из них — Мина — учился в 1725–1734 годах у известного живописца Ивана Никитина, а после его опалы у Луи Каравакка и Василия Василевского16. Живописная икона елизаветинского времени развивалась в стилистическом русле барокко. Ей свойственна чрезвычайная светлость карнации, живая, несколько театральная постановка фигур и выразительность жестов, праздничный колорит, строящийся на сочетаниях и переливах звучных цветов, в отличие от современной ей традиционной иконописи «греческого письма». Композиции живописных икон часто отличаются динамикой и своеобразной патетикой. Нередко они писались уже не на дереве, а на холсте, как выполненный Иваном Вишняковым с учениками иконостас Троицкой церкви в Петербурге17. Фактически, это была уже религиозная живопись, наделенная функциями иконы.

Иконопись: школы и техники
Виктория Цыплюк

Иконопись приходит в Киевскую Русь после ее крещения, в 9 веке, из Византии. Приглашенные византийские (греческие) иконописцы расписывают храмы Киева и других крупных городов Руси. Вплоть до татаро-монгольского нашествия (1237-1240) византийская и киевская иконопись служила образцом для других местных школ. С возникновением феодальной раздробленности на Руси, в каждом из княжеств стали возникать отдельные иконописные школы. В 13 веке уже начинается разрыв культур между Русью и Византией, что сказывается и на том, что иконы, написанные после 13 века все больше начинают отличаться от Византийских первоистоков.