Скептицизм в философии: понятие, принципы, история, представители


О чем мечтают скептики: что дало миру течение скептицизм
Юрий Сёмочкин

Учение философии скептицизма зародилось в Античные времена. Прародителем направления считают Пиррона с острова Пелопоннес, города Элида. Датой возникновения можно считать конец 4 века до нашей эры (либо первые десять лет 3-его). Что стало предтечей новой философии? Есть версия, что на воззрения философа повлияли элидские диалектики – Демокрит и Анаксарх. Но больше похоже на то, что свое влияние на разум философа оказали индийские аскеты, сектанты: Перрон побывал в походе с Александром Македонским в Азию и был глубоко потрясен образом жизни и мышлением индусов.

Скептицизм
Марина Семенюк

Скептицизм, как ни странно на поверхностный взгляд, весьма плодотворен для познания. Стандартная ситуация по отношению к некоей проблеме такова: мы с каждым шагом формально понимаем всё больше, но при этом вольно или невольно согласовываем всё с уже наработанными решениями, продолжая выработавшуюся традицию. В результате мысль тормозится, уходит в вариации уже давно известного, упорядочивает познанное. С одной стороны — это пик познания, но в рамках некоей парадигмы, которой уже не хватает, как говорил Аристотель, живого импульса, с которого и начинается мысль — удивления. Мышление становится сложным упражнением, но утрачивает стремление к познанию, склоняясь к позиции «почти все найдено, ему уже, в сущности, ничего не нужно», то есть вере. Однако никакой результат познания не должен приниматься за окончательный, в этом-то и помогает скепсис, ставя под сомнение любые факты, выводы и результаты. Именно скептический подход позволяет сохранять постоянную потребность в дальнейшем познании, сохраняя свободу поиска — даже в тех областях, в которых якобы «всё давно известно».

Скептицизм в философии: понятие, принципы, история, представители
Полина Вермишова

Основателем греческой школы скептиков считается Пиррон, который, согласно некоторым мнениям, вообще учился в Индии. Кроме того, античный скептицизм в качестве ответной реакции на метафизический догматизм представлен такими философами как Аркесилай (средняя академия) и так называемыми «поздними» скептиками Агриппой, Секстом Эмпириком, Энесидемом. В частности, Энесидем в свое время указал десять тропов (принципов) скептизизма. Шесть первых – это различие людей, состояний индивида, живых существ, органов чувств, положений, мест, расстояний, явлений и их связей. Четыре последние принципа – это смешанное существование воспринимаемого объекта с другими, относительность в целом, зависимость от некоторого числа восприятий, зависимость от законов, нравов, уровня образования, религиозных и философских взглядов.

Скептицизм в философии
Капитан Блад

Скептицизм
– философия, которая по своим принципам
является противоположной догматизму.
Очевидно, это направление философской
науки и было создано ввиду того, что у
некоторых античных ученых накопилось
немало претензий к уже существующим на
тот момент течениям. Один из первых
представителей скептицизма, Эмпирик,
в своем философском труде пояснял, что
в данном направлении, по существу,
основные инструменты мышления – это
сравнение данных разума и данных чувств,
а также противопоставление этих данных
друг другу. Скептики ставили под сомнение
само качество мышления, особенно сомнение
в существовании и достоверности догм
– истин, которые должны приниматься как
дОднако скептицизм как направление
философской науки отнюдь не рассматривает
сомнение как основополагающий принцип
– он и использует его лишь в качестве
полемического оружия против сторонников
догм. Философия скептицизма же
исповедует такой принцип, как явление.
Кроме этого, следует четко различать
скептицизм обыденный (житейский), научный
и философский. В житейском плане
скептицизм можно объяснить, как
психологическое состояние человека,
его ситуационную неуверенность, сомнение
в чем-то. Человек-скептик всегда
воздерживается высказывать категорические
суждения Скептицизм
научный – это четкая и последовательно
выстроенная оппозиция тем ученым,
которые в своих суждениях не опирались
на эмпирические доказательства. В
частности, это касается аксиом – теорем,
не требующих доказательств.

Вопрос 9.Философия античного скептицизма
Мария Чуприна

Платон
(428 или 427 до н. э. – 348 или 347), древнегреческий
философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал
в Афинах школу. Основная часть философии
Платона, давшая название целому
направлению философии — это учение об
идеях (эйдосах), о существовании двух
миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей,
или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами
вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат
в основе всего множества вещей,
образованных из бесформенной материи.
Идеи — источник всего, сама же материя
ничего не может породить. Душа человека
представляется у Платона в образе
колесницы с всадником и двумя лошадьми,
белой и черной. Возница символизирует
разумное начало в человеке, а кони: белый
— благородные, высшие качества души,
черный — страсти, желания и инстинктивное
начало. Второй силой, не менее преобразующей
человека и способной поднять его до
мира богов, является Любовь. Вообще, сам
философ напоминает Эрота: от также
стремится достичь блага, он и не мудр и
не невежественен, но является посредником
между одним и другим, он не обладает
красотой и благом и именно поэтому
стремится к ним. Идеи (высшая среди них
– идея блага) – вечные и неизменные
умопостигаемые прообразы вещей, всего
преходящего и изменчивого бытия; вещи
– подобие и отражение идей. Познание
есть анамнесис – воспоминание души об
идеях, которые она созерцала до ее
соединения с телом. Любовь к идее (Эрос)
– побудительная причина духовного
восхождения. Идеальное государство –
иерархия трех сословий: правители-мудрецы,
воины и чиновники, крестьяне и ремесленники.
Платон интенсивно разрабатывал диалектику
и наметил развитую неоплатонизмом схему
основных ступеней бытия. В истории
философии восприятие Платона менялось:
“божественный учитель” (античность);
предтеча христианского мировоззрения
(средние века); философ идеальной любви
и политический утопист (эпоха Возрождения).

15. Философия скептицизма, её представители
Сергей Ткачев

Основатель
– А.Печчеи, в его книге – “Человеческие
качества” провозглашается необходимость
перехода к “новому гуманизму”,
который должен основываться на трех
основных постулатах – чувстве принадлежности
ко всему человечеству, частичном отказе
от их суверенности и эгоистических
интересов отдельных стран и народов, и
решительном отказе от насилия как
средства разрешения конфликтов. В центре
внимания Печчеи оказываются взаимоотношения
человека, природы и техники. Той культуре
и образу жизни, которые зародились в
эпоху неолита пришел конец, считал он.
Середина ХХ века не просто очередной
период истории технической цивилизации
– это начало новой эры. Человечеству
грозит гибелью поднятая им самим волна
отрицательных последствий промышленной
деятельности. Развитие техники уже
привело к необратимым изменениям
природы, которые могут вызвать глобальную
катастрофу. “Мы – все вместе и каждый
из нас несем ответственность не только
перед современниками, но и перед будущими
поколениями”.

Скептицизм
Галина Жданова

Скептицизм этого периода настаивал на расширении способностей познания, направленного на разрешение противоречий. Это стремление к получению возможности узнать, к чему нужно стремиться и что можно узнать. Большой акцент ставится на причинность. Оно даёт понять, каким образом лучше действовать или не действовать, для того, чтобы достичь или не достичь того или иного результата.