Матерь Божия: икона и ее прообраз


Матерь Божия: икона и ее прообраз
Надежда Середа

Однако иконы, изображающие Деву Марию, бывают разные, они все носят определенные названия и покровительствуют разрешению каких-либо сложных ситуаций в жизни христиан. Однако молитву перед любой из них услышит Матерь Божия, икона – не главное, важно, с какими мыслями, душой, чувствами к ней обращаются, насколько горячо и искренне возносятся слова или мысли человека. Однако бывали и такие случаи, что к молящемуся являлась Пресвятая и говорила, где найти конкретную икону, пред которой следует вознести молитвы. Ее лик на любом полотне всегда преисполнен печали, только сама печаль бывает то легкой и светлой, то скорбной. Да и как же иначе может смотреть святая на нас, пребывающих в земной жизни в вечных хлопотах (не тех и не о том по большей части), страданиях или грехах. Матерь Божия, икона которой должна находиться в каждом доме, где почитают Господа и его заветы, всегда изображается с сыном. Она нежно прижимает его к себе, то поддерживает на руках, то торжественно являет свету.

Царица неба и земли: почему существует так много икон Богородицы?
Селедцова Екатерина

Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы “Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила –истолковании сна Навуходоносора о камне (см. Дан 2: 34). Царь видел истукана, разлетевшегося в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался от горы, стало прообразом рождения Христа от Девы: “Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос…”. Примеров акафистных икон — великое множество (“Неопалимая Купина”, “Нечаянная радость”, “Богоматерь — Живоносный Источник” и прочие), и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI – XVII веков, в тот период, когда богословская мысль теряла свою глубину и оригинальность, и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь».

ПОЧЕМУ ТАК МНОГО ИКОН БОГОРОДИЦЫ?
Кульжиян Жамансариева-Гальбиева

Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы “Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила —истолковании сна Навуходоносора о камне (см. Дан 2: 34). Царь видел истукана, разлетевшегося в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался от горы, стало прообразом рождения Христа от Девы: “Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос…”. Примеров акафистных икон — великое множество (“Неопалимая Купина”, “Нечаянная радость”, “Богоматерь — Живоносный Источник” и прочие), и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI — XVII веков, в тот период, когда богословская мысль теряла свою глубину и оригинальность, и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь».

Лики Богородицы: от чего защищают иконы Божией Матери?
Марина Корпачева

Нил же в надежде на великое милосердие Божией Матери остался возле иконы и решил не уходить от нее, пока не получит исцеление. Через некоторое время, стоя на коленях перед иконой, он опять услышал знакомый голос: «Нил! услышана твоя молитва, ты прощен, и зрение снова дается очам твоим. Когда получишь ты эту милость от Меня, возвести братии, что Я – их покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого; всем с благоговением ко Мне прибегающим буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею, потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений».

Матерь Божия: икона и ее прообраз
Николай Морозов

Однако иконы, изображающие Деву Марию, бывают разные, они все носят определенные названия и покровительствуют разрешению каких-либо сложных ситуаций в жизни христиан. Однако молитву перед любой из них услышит Матерь Божия, икона — не главное, важно, с какими мыслями, душой, чувствами к ней обращаются, насколько горячо и искренне возносятся слова или мысли человека. Однако бывали и такие случаи, что к молящемуся являлась Пресвятая и говорила, где найти конкретную икону, пред которой следует вознести молитвы. Ее лик на любом полотне всегда преисполнен печали, только сама печаль бывает то легкой и светлой, то скорбной. Да и как же иначе может смотреть святая на нас, пребывающих в земной жизни в вечных хлопотах (не тех и не о том по большей части), страданиях или грехах. Матерь Божия, икона которой должна находиться в каждом доме, где почитают Господа и его заветы, всегда изображается с сыном. Она нежно прижимает его к себе, то поддерживает на руках, то торжественно являет свету.