Имя бога в иудаизме. Почему его нельзя произносить?


Имя бога в иудаизме. Почему его нельзя произносить?
Владимир Иванович

Еврейский бог имеет множество названий. Например, древнейшим семитским обозначением бога было “имя” Эль. Оно соответствует арабскому Эль, аккадскому Илу, ханаанейскому Иль (Эль). Этот термин, скорее всего, возник из корня yl или wl, который означать “быть всемогущим”. В ханаанском пантеоне Эль — глава всех богов. В Библии Эль часто выступает как имя нарицательное и ему часто предшествует какой-то определенный артикль, например ha-Эль “этот Бог”. Иногда к Эль добавляется какой-то эпитет, например: Эль элион — Всевышний или Эль олам — Вечный бог. Эль-Шаддай, или более простая форма Шаддай означает “Бог Всемогущий”.

Правда ли, что евреям нельзя произносить имя Бога
Егор Лежнев

Раввин Барух Подольский, один из известнейших проповедников иудаизма, писал, что запрет на произношение имени Бога был наложен несколько тысячелетий назад. Иудаизм — гораздо более древняя религия, чем христианство, поэтому многие постулаты в нем были сформированы еще в 1 тысячелетии до н. э.
В те далекие времена в большинстве обитаемых районов Земли господствовало язычество, поклонение силам природы и многочисленным божествам, заключенным в деревьях, реках, облаках, камнях. Противостояние между язычеством и монотеизмом всегда было очень сильным, поэтому представители каждой доктрины старались уберечь свои святыни от поругания противниками по религиозным воззрениям.
Именно в то время и появился запрет на произнесение вслух имени бога Иеговы (Яхве). Он был введен для того, чтобы иноверцы-язычники не могли подслушать и подвергнуть оскорблению святое имя. Впоследствии эту норму переняли христиане, когда базис христианского учения только закладывался.
Иеромонах Афанасий, увлекавшийся историей религии и написавший на эту тему много богословских трудов, писал, что в древности иудеи даже заменяли во время богослужений имя «Иегова» (что значит «сущий») на иносказательное слово «Адонай» («Наш Господь»). Таким образом посвященные понимали, о ком речь, а неблагожелательно настроенные иноверцы могли об этом только догадываться.

Почему евреям нельзя произносить имя яхве?
Против мипа

Например, победив Мадианитян, Моисеем переданы слова Яхвы, что необходимо убить всех мальчиков и женщин, оставив только живых девочек для употребления своих потребностей. Временами он появляется, потом надолго исчезает и возвращается только уже в период правления царя Соломона, что правитель сразу отмечает массовым  жертвоприношением из двух тысяч коров и 120 тысяч ягнят. Некоторые действия его шокируют, то поражение людей проказой, то наказания. Для бога это воистину вспыльчивый характер и горячность принимаемых решений с большой долей жестокости.

Почему евреям нельзя произносить имя Бога
Яна Рыжая

В то же время, историки, тщательно изучавшие традиции иудаизма отмечали, что запрет на произношение имени Бога появился не сразу. По их мнению, он формировался на протяжении длительного периода времени. В частности Митрополит Илларион считал, что данный запрет окончательно сформировался не ранее третьего века до нашей эры. В свою очередь христианские богословы уверены, что имя Иеговы вышло из общего употребления лишь в первом веке нашей эры. Их данные основываются на том, что уже Иисус и апостолы не употребляли в своих речах имя Иеговы, соблюдая иудейскую традицию. Ранее в IV-III веках до нашей эры при переводе еврейских писаний на греческий язык переводчики также вместо имени Бога – Иеговы, употребляли просторечное слово «кириос» – Господь. При этом первым запрет на произношение имени Иеговы в храме ввел Симон Праведник в четвертом веке до нашей эры. Причем, когда ученые проанализировали упоминание имени Иеговы в небиблейских рукописях иудеев первого века нашей эры, то пришли к выводу, что было запрещено не только произносить, но написать его. Известные философы тех лет Филон, а затем Флавий утверждали, что тот, кто несвоевременно произносит имя Иеговы, достойны наказания смертью. Примечательно, что данные суждения высказывались в то время, когда иудея находилась под властью Рима. Привести в исполнение подобное наказание было бы противозаконным. В то же время, несмотря на то, что иудейские религиозные законы в наши дни намного мягче, чем в древности, сегодня произносить или писать имя Иеговы без крайней необходимости считается предосудительным.

Иегова
Osangel

Первые варианты фонетической передачи произношения тетраграмматона на латинском языке, близкие к имени «Иегова», появились в XIII веке[29], каталонский монах-гебраист Raymund Martinruen написал работу «Pugio fidei» в 1270 году, в которой сделал транслитерацию тетраграмматона на латынь. Работа была в рукописном виде (в то время не было печати — речь идёт о небольшом количестве рукописных копий) и не получила широкого распространения, рукопись была найдена и напечатана лишь в XVII веке. Появление транслитерации тетраграмматона в различных переводах Библии, сделанных переводчиками-христианами, в большой степени связано с деятельностью Иоганна Рейхлина. Этот немецкий гебраист первым предложил изучать еврейские тексты для лучшего понимания Библии и сделать перевод Библии с еврейского текста. Сам он занимался изучением Каббалы и написал трактат: «De verbo mirifico» (1494 год)[30], посвящённый тетраграмматону; этому наименованию Рейхлин уделяет огромное внимание и называет его «несравненное наименование, не изобретённое людьми, а дарованное им Богом». В своем сочинении Рейхлин транслитерировал тетраграмматон на латынь как «YHVH» и как «IHUH». В дальнейшем последователи Иоганна Рейхлина решили не довольствоваться Вульгатой и Септуагинтой, а перевести Библию с масоретской редакции. Через 300—400 лет после Raymund Martinruen имя «Иегова» («Iehouáh», «Iehovah», «Jehovah») уже использовалось в новых (на то время) переводах Библии, сделанных протестантами. В частности, его можно обнаружить в «Женевской Библии» (1560 год), в «Брестской Библии» (1563 год), в «Несвижской Библии» (1572 год) и в «Библии короля Якова» (1611 год).